С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт.
ФГОС дошкольного образования: краткая справка |
Разработку ФГОС дошкольного образования возглавил Александр Асмолов – директор Федерального института развития образования. Вместе с группой специалистов новый ФГОС для детских садов создавался начиная с 30 января 2013 года. В июне этого же года ФГОС был презентован для общественного обсуждения. Всего по существу проекта было вынесено более 300 серьёзных правок и замечаний, которые были всесторонне рассмотрены на заседании Совета министерства образования и науки РФ 3 июля 2013 года. |
После этого новые федеральные стандарты претерпели доработку и вторичное рассмотрение. С учётом всех внесённых поправок, в окончательном варианте ФГОС дошкольного образования был принят и утверждён 28 августа 2013 года, и его целесообразность и актуальность в отношении нынешней ситуации дошкольного образования была подтверждена 11 экспертными организациями и рабочей группой Совета министерства образования и науки РФ по образовательным стандартам. |
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить то, что он не подразумевает прохождение обучаемыми промежуточных и итоговых аттестаций на предмет соответствия их ЗУН требованиям государственного стандарта образования. |
Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. |
Стандарт должен нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования. |
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к: | |
1. | Структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему. |
2. | Условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям. |
3. | Результатам освоения основных образовательных программ. |
Стандарт учитывает: | |
1. | самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека; |
2. | социокультурное разнообразие детства; |
3. | возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей; |
4. | потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья; |
5. | возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка; |
Отличие | от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования сформулированы в терминах развития ребенка в виде единых ориентиров базовой культуры ребенка с учетом ожиданий семьи и общества. |
ФГОС. | Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (Просмотр) |
О реализации ФГОС в Ханты-Мансийском АО-Югре (Просмотр) | |
ФГОС - сайт ФИРО | |
Утвержденных образовательных стандартов, самостоятельно устанавливаемых требований дошкольная образовательная организация не имеет.